«Масленицу справляем- зиму провожаем, весну встречаем!» •PDF• •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071541.png

ГКОУ ВО "Кадетский корпус"

им. Дмитрия Михайловича Пожарского

МБДОУ ЦРР д/с №3 ЗАТО г. Радужный

г. Радужный, Владимирская область


Тема: «Масленицу справляем-зиму провожаем, весну встречаем!»


Автор проекта: воспитатель высшей категории Ходжаева Светлана Юсуповна


 

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………стр.3

2.Описание работы…………………………………………. стр.4

3. Оборудование и оформление………………………стр.5-6

4. Условия и особенности реализации мероприятия…стр.7

5. Сценарий мероприятия…………………………….......стр.8-1

6. Библиография, список используемых материалов….стр.

Приложения.

Игры (приложение №1) ………………………………………………стр.17-

Музыка и звуки, презентация (приложение№2) ……………………стр.

 

На протяжении всей истории Российского государства

культура воспитывала и обогащала,

служила источником духовного опыта нации,

основой для консолидации нашего многонационального народа.

В. В.  Путин

Народные традиции, обряды, обычаи и праздники–   представляют собой богатейший набор воспитательного опыта и сведений для подрастающего поколения. Это связующая нить между жизнью наших предков и современной действительностью. Это наше наследие, потеря которого ведет к нравственному упадку и душевной пустоте. Многовековая уникальная культура русского народа – является сильнейшим источником прогресса и надежным стимулом социально-нравственного воспитания.

Использование педагогами в своей практической деятельности народного наследия дают возможность приобщить молодое поколение к национальной культуре, воспитать чувства патриотизма и укрепить гражданскую позицию.     Фольклорные праздники – это отличный способ привлечения молодежи к народным традициям.

Такие мероприятия помогают:

- создать ситуации, приближенные к естественному бытованию всех жанров народного творчества;

- пережить эмоционально и насыщенно происходящие события сообща;

- делиться полученными знаниями за пределами своего коллектива;

- развивать творческие способности;

- прививать любовь и интерес к прошлому своей страны.

Школьные фольклорные праздники – это кульминация и итог проводимой работы, дающие возможность уточнить и проверить причастность детского мира к народным традициям.

Описание работы:

Представляю вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия «Масленицу справляем - зиму провожаем, весну встречаем». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы.

Возрастная категория участников: учащиеся старшего школьного возраста, воспитанники подготовительной к школе группе.
Место проведения: учебная аудитория; музыкальный зал.
Форма проведения: познавательно - развлекательный праздник.

Продолжительность мероприятия: 40 – 45 минут.
Цель: приобщение молодого поколения к культуре своего народа через знакомство с традициями празднования масленицы.

Задачи:

- воспитывать потребность в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев своего народа, своей местности;

- знакомить с местом и ролью православных праздников в жизни русского народа;

- способствовать формированию представления о культурном наследии родного края;

- развивать творческие способности учащихся, побуждая их к участию в русском народном празднике – Масленица;

 

Оборудование и оформление:

Технические средства:

ноутбук для презентации, проектор для демонстрации слайдов и  ролика,    экран, колонки (2 шт.) для усиления звука.

Музыкальное оформление:

- звук №1.Слова и музыка: Сергея Ярушина - «Масленица (Испокон веков есть обряд такой)», (без слов);

- звук№2.Автор музыки: Трубачев – «Масленица (Разрумяными блинами мы весну встречаем с вами)», (без слов);

- звук №3.Автор музыки: Е. Нюкало – «Бабушка, бабушка, испеки оладушки!», (без слов);

- звук №4.Слова: Н. Гордановская. Музыка: Г.Грошков«Масленица (Вошла в избу девица)», (без слов);

- звук № 5. Алатырь слушать музыку онлайн (https://useraudio.net/search/)

- звук № 6. Слова и музыка: народные, аранжировка Александра Воробьева "Широкая Масленица" (без слов):

Наглядное оформление:

- презентация: «Масленица», составитель – Ходжаева С.Ю.;

- пригласительные открытки в форме «Блина» - изготовленные детьми старших классов;

- видео №1. Видеоролик: «Масленица.  Сжигание чучело», rukodeliegoplay, https://yandex.ru/video/search.

Декорации:

ширма, украшенная русскими платками и разноцветными шарами; чучело Масленицы, плакат с изображением солнца, расписное полотенце, самовар, деревянные ложки, низкая лавочка, маленький столик, табуретки- 2 шт.

Костюмы:

рубашки – косоворотки- 9 шт., русский сарафан – 1 шт., кокошник – 1 шт., кушаки- 9 шт., колпачки разного цвета – 7 шт., скоморошьи – 2 шт., костюм медведя – 1 шт.

Дидактический, раздаточный материал:

бубен – 2 шт., деревянные ложки – 8 шт., колокольчики – 3 шт.,

трещотки – 2 шт., дудочки – 2 шт., разноцветные ленты (длиной около 2 м) - 6 шт., глубокие тазы с водой – 2 шт., мешки- 2 шт., яблоки – 6 шт., веник, украшенный бантом – 1 шт., плотный платок – 1 шт., колокольчик большой – 1 шт., корзинка – 1шт.

 

Условия и особенности реализации мероприятия.

Центр помещения должен быть свободен, стулья расставлены по кругу по количеству детей, верхний свет слегка приглушен.

Этапы подготовки развлекательного праздника:

ü распределение ролей ведущих, их разучивание;

ü репетиции;

ü обсуждение, изготовление чучела Масленицы;

ü праздничное оформление аудитории, зала;

ü музыкальное оформление;

ü родители вместе с детьми дома пекут блины, выпечку для чаепития;

ü педагог готовит награды (угощение: леденцы, конфеты) за победу и участие в конкурсах.

Методические советы по проведению:

- проводить мероприятие лучше в преддверии масленичной недели;

- ведущими мероприятия должны быть дети старшего школьного возраста;

- зрителям заранее отправляются пригласительные открытки;

-  во время мероприятия проводятся беседа, подвижные игры, выступления детей;

- важно соблюдать принцип доступности и учитывать возрастные особенности детей.

 

Сценарий мероприятия:

Пахнет свежими блинами,

Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Масленица к нам спешит.

Валентина Семенчина

Действующие лица:

ВЕДУЩИЙ – воспитатель, классный руководитель, (одета в сарафан и кокошник, на плечах наброшен русский платок)

СКОМОРОХ 1, 2 – учащиеся старшего класса, (одетые в косоворотки, подпоясанные кушаками и в скоморошьих колпаках)

ДНИ НЕДЕЛИ – учащиеся старшего класса, (одетые в косоворотки, подпоясанные кушаками и на головах колпачки разного цвета)

МЕДВЕДЬ – переодетый в костюм медведя учащийся старшего класса

Ход мероприятия.

1.Организационная часть.

Центр помещения свободен. По краям, в форме полукруга, расставлены стулья по количеству приглашенных гостей.

В свободной части зала, с одной стороны расположена ширма, украшенная платками и шарами. У ширмы стоит столик, накрытый расписным полотенцем. На столе стоит самовар и разложены деревянные ложки. Рядом стоит низкая лавочка. С другой стороны, расположен экран и проектор.

Гости заходят в зал и рассаживаются.

На экране загорается слайд 1 (см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук№1 (см. приложение№2).

2. Вступительное слово.

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться перед столиком/

Здравствуйте мои дорогие!

Здравствуйте маленькие,

Здравствуйте большие!

Мы пришли с вами поиграть

Да про Масленицу рассказать!

СКОМОРОХ 1. /выбегает из-за ширмы, становиться рядом с ведущим, трубит в дудочку/

На экране загорается слайд 2(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2).

Эй, народ честной! Шире рот открой!

Слушайте объявления, для глухих - без повторения!

Кому нравятся блины в сметане,

Чай горячий в большом стакане.

Вместе встретим без промедленья

Праздник старинный весенний.

СКОМОРОХ 2. /выбегает из-за ширмы, становиться рядом с ведущим с другой стороны, трубит в дудочку/

На экране загорается слайд 3(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2).

Весну встретим, зиму проводим!

В хороводе с нами походим.

Будет всё, как в старину когда-то:

Песни, пляски, перетягивание каната.

Поиграем, блинов покушаем,

Да про Масленицу сказку послушаем.

ВЕДУЩИЙ.

На экране загорается слайд 4(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №1 (см. приложение№2).

Масленица- праздник почитаемый!

На Руси самый - уважаемый!

7 дней праздник длиться…

В каждый день народ веселиться.

О каждом деньке поведаем вам рассказ,

А вы играйте и слушайте нас.

/скоморохи и ведущий уходят за ширму/

3. Основная часть.

ПОНЕДЕЛЬНИК. /выходит из-за ширмы, выносит куклу – Масленицу/

На экране загорается слайд 5(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2).

Понедельник встречи день.

Куклу Масленицу наряжали.

Да с горки высокой катали.

Детвора веселилась,

Песни пела, хороводы водила.

Вот она какая!

Масленица-красавица! /показывает куклу - Масленицу/

Зимушка- зима

Нам всем улыбается…

Становитесь-ка в хоровод.

Повеселим честной народ. /сажает куклу – Масленицу на скамейку/

Гости встают в хоровод, звук №2 делается громче, проводиться игра: «Как у деда Трифона» (см. приложение №1)

ПОНЕДЕЛЬНИК. /по окончанию игры раздает победителям угощение/

ВЕДУЩИЙ.

Молодцы, садитесь.

Дальше про Масленицу слушайте.

/уходит за ширму, его меняет следующий учащийся/

ВТОРНИК.

На экране загорается слайд 6(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2).

Вторник- день игровой!

В стороне не стой!

Смейся, прыгай, веселись

И немножечко дерись…

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться рядом/

На «Петушиный бой» приглашаются драчуны смелые,

толкаться умелые.

/выбираются участники игры по желанию/
Звук №2 делается громче, проводится игра: «Бой петухов» (см. приложение №1)

ВЕДУЩИЙ. /по окончанию игры/

Эх, и молодцы- удальцы!

Награду получите

ВТОРНИК. / раздает победителям угощение/

ВЕДУЩИЙ.

И сесть на место поспешите

Продолжаем наш рассказ,

Удивляем дальше вас…

/уходят за ширму, их меняет следующий учащийся/

СРЕДА.

На экране загорается слайд 7(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №2 (см. приложение№2).

Третий день идёт!

Объедается народ!

«Лакомкой» день зовется.

Каждому сладостей по душе найдется!

Блины, пироги, кулебяка, сырники…

Вот это угощенье – всем на удивленье!

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, становиться рядом/

А вы хотите полакомиться?

Ну, кто смелый?

Выходи…

/выбираются участники игры по желанию/
Звук №2 делается громче, проводится игра: «Достань яблочко» (см. приложение№1)

СРЕДА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/

ВЕДУЩИЙ.

Ну что, наелись?

Молодцы!

По местам разбегаемся

Сказ наш продолжается…

/уходят за ширму, их меняет следующий учащийся/

ЧЕТВЕРГ.

На экране загорается слайд 8(см. приложение№2).

«Широкий разгуляй» -  в четверг творился.

На тройках катались,

Народ рядился.

Медведя живого на показ водили.

Плясали, песни пели,

Хороводы заводили.

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы, выводит за веревку медведя/

Расступись, народ честной…

Идёт медведушка со мной.

Много знает он потех.

Будет шутка, будет смех.
ЧЕТВЕРГ. /обращается к медведю/

Мишка спой песню, /медведь ревет тихо в ответ/.

Мишка, а громче можешь, /медведь ревет громче/.

Мишка, а поплясать хочешь, /мишка кивает/.

ВЕДУЩИЙ.

Сыграем музыку для мишки.

Кто поможет нам, детишки?

Кто тут смелый?  Подбегай!

Играть в оркестре начинай!

/выбираются участники для оркестра по желанию/

Звучит звук №3, проводится игра: «Оркестр» (см. приложение№1)

ЧЕТВЕРГ. /по окончанию игры раздает участникам оркестра угощение/

ВЕДУЩИЙ.

Мой медведушка устал.

Лапки себе оттоптал.

Провожу его домой…

Намаялся милый мой!

А вы дальше слушайте…

/уходят за ширму, уводят медведя. На сцену выходит следующий учащийся/

На экране загорается слайд 9(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2).

ПЯТНИЦА.

Пятница настала — «Тещины вечерки».

В гости тещу зазывали.

Внимание уделяли.

Хорошими словами хвалили

И добрыми делами веселили.

Садились разом все за стол,

Давали душеньке простор,

Друг на друга глядели
Молча яблоки и блины ели!

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/

А вы умеете молча сидеть?

Глазками друг на друга глядеть,

Не смеяться, не шутить

Даже «Ах» - не говорить!

Звук №4 делается громче.

Проводится игра: «Молчанка» (см. приложение№1)

ПЯТНИЦА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/

ВЕДУЩИЙ.

Эх и весело у нас,

Продолжаем наш рассказ…

/уходят за ширму, на сцену выходит следующий учащийся/

На экране загорается слайд 10(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2).

СУББОТА.

Суббота — золовкины посиделки.

Девица молодая гостей зазывает.

Разговоры ведет

Блиночками угощает.

Добрые слова говорит…

Подарки всем дарит…

Платки расписные,

Ленты яркие и бусы золотые.

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/

И мы в игру сыграем…

Ленты в косы по заплетаем.

Звук №4 делается громче, проводится игра: «Заря-заряница» (см. приложение№1)

СУББОТА. /по окончанию игры раздает победителям угощение/

ВЕДУЩИЙ.

Эх и косы! Красота!

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Ну, садитесь по местам

Воскресенье спешит к нам!

/уходят за ширму, на сцену выходит следующий учащийся/

На экране загорается слайд 11(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №4 (см. приложение№2).

ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Я - Воскресенье!

Называют меня день «прощенья»

Все к друг другу ходят

Прощенья просят.

Даже если не ругались,

Обнимались, целовались.

Друг другу руки жали

И песни запевали.

Вы тоже обнимитесь,

Помиритесь, улыбнитесь.

/участники обнимаются друг с другом, просят прощения/

ВЕДУЩИЙ. /выходит из-за ширмы/

А к вечеру все в поле собирались

Да слова такие повторяли:

Ты прощай, прощай,

наша Масленица.
Ты прощай, прощай,

наша Масленица широкая.

А после Масленицу сжигали…

Пеплом землю посыпали…

Что б урожай богатый был…

Да приговаривали:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло!

Гори, гори ярче,
Лето будет жарче!»

Повторяйте все со мной…/дети вместе с ведущим повторяют слова/

На экране загорается слайд 12(см. приложение№2). Громко звучит музыка, звук №5 (см. приложение№2).

4.Итоги мероприятия. Рефлексия

ВЕДУЩИЙ. /после просмотра слайда/

На экране загорается слайд 13(см. приложение№2). Приглушенно звучит музыка, звук №6 (см. приложение№2).

Вот такой был праздник на Руси!

А вы блинов хотите?

Тогда повторяйте за мной:

«Блин, пол блина, четверть блина, блинчики…» /дети вместе с ведущим повторяют слова несколько раз, каждый раз ускоряя темп/

Скоморохи выносят поднос с блинами. Угощают гостей.

КОНЕЦ.