«5 драгоценностей бурятского народа» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071494.png

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

п. Усть-Ордынский, Иркутская область

 

Конспект занятия в средней группе

Тема: «5 драгоценностей бурятского народа»

(из цикла «Домашние животные»)

 

Автор проекта: педагог дополнительного образования

Гомбоева Зинаида Владимировна

 

2020 г.

 

Цели:

Познакомить детей с домашними животными бурятского народа.

- создать условия для расширения представлений о домашних животных;

- расширить знания детей за счет включения в неё новых слов на бурятском языке.

Задачи:

Обучающие:

Показать, как человеку в жизни помогают домашние животные;

- ввести в понятие детей «5 драгоценностей»

- стимулировать познавательную активность детей, самостоятельность мышления;

Развивающие:

продолжать развивать:

- речь детей, мышление, память, воображение;

- умение отгадывать загадки с помощью аудиозвуков;

- развивать коммуникативность, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость детей;

- развивать способность к анализу.

Воспитательные:

- способствовать развитию у детей ценностного отношения к традициям

бурятского народа;

- воспитывать доброжелательность, заботу о людях, уважение к старшим.

Материалы и оборудование:

ИКТ – слайды (презентация), использование аудиозаписи, кукла дедушка Баир, объемные игрушки 5 животных, декоративные камушки в виде драгоценностей.

Словарная работа: корова – унеэн, коза – ямаан, конь – морин, овца – хонин, верблюд – тэмээн.

 

Ход занятия:


Воспитатель в бурятском костюме входит к детям, здоровается.

- Сайн байна, ухибууд!

- Сайн байна!

- Ребята, давайте мы сегодня прогуляемся по нашей степи.  Посмотрите на доску, что вы здесь видите?

(показ слайда со степью №1)

- Вот степь, здесь растет густая, высокая трава. А вон вдалеке что стоит, посмотрите?

- Юрта.

- Идем к юрте?!

- Да!

- А вот и юрта. Здесь живет дедушка Баир. Зайдем к нему в гости?

В пустом дворе сидит грустный дедушка Баир.

- Что случилось, почему вы такой грустный?

- Как же мне не грустить, драгоценности моего двора вдруг исчезли. как хорошо, что вы пришли, как раз вовремя! Помогите мне, ребята.

- Поможем деду Баиру?

- Поможем!

- Что такое драгоценности?

- Деньги, драгоценные камни, золото и т.д.

- Для того чтобы найти драгоценности деда Баира нам нужно будет пойти в степь и найти их. Вы готовы? Идем на поиски!

Издается звук коровы.

- Энэ юун бэ? Кто это?

- Корова – Унеэн, (хоровое и индивидуальное повторение слова). Учитель ставит на стол игрушку корову, перед ней ставит камушек.

- Какую пользу приносит корова? слайд №2

Дети: - Дает молоко, сметана, кефир, творог, масло, сыр и другие.

- Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов.

Идем дальше. Закрываем глазки и представляем, что мы ищем драгоценности.

Издается звук козы.

- Юун бэ? Кто это?

- Коза – ямаан.

Ставлю игрушку и камушек.

- Какую пользу приносят козы людям? слайд №3

Дети: - Дает молоко.

Воспитатель: - козье молоко очень полезное и вкусное. Из него готовят сыр и брынзу. Козы ещё ценятся за чудесную шерсть. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.

Издается звук лошади.

- Кто это?

- Лошадь – морин.

Ставлю игрушку и камушек.

Воспитатель: - Как вы думаете, какую приносит пользу лошадь? слайд №4

Дети:  - Помогает людям: - Возят телегу, сани, перевозит людей.

Воспитатель: - Правильно, дети! Лошадь перевозит грузы и помогает людям в хозяйстве.

Издается звук овцы.

- Кто это?

- Овца – хонин. Хоровое повторение. Ставится игрушка и камушек.

Воспитатель: - Какую пользу приносят овцы людям? слайд №5

Дети: - овца дает нам шерсть, мясо.

Воспитатель: - Правильно, дети. Из овечьей шерсти шили одежду; шубы, кафтаны, из шкуры овцы буряты раньше делали юрты. Из овечьей шерсти вяжут носки, шапки, варежки, шарфы.

Издается звук верблюда.

- Верблюд – тэмээн. Ставлю игрушку и камушек. Повторение слова. слайд №4

Воспитатель: - Верблюды использовались при перевозке тяжелых грузов на дальние расстояния. Из верблюжьей шерсти делают одежду, одеяла и т. д.

- Молодцы! Все звуки и голоса животных отгадали. Животные деда Баира нашлись.

- А сколько их?

- Давайте посчитаем на бурятском языке!

Дети: нэгэн, хоёр, гурбан, дүрбэн, табан.

Теперь немного отдохнем.

Физкультминутка:

«Морид»

Эй, морид наашаа! Ошоё уухаа. (руки вперед, пружинистые движения ног)

Энэ үргэн гол, тэндэ хүйтэн уhан, ууя! (плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

Гоё даа уhан, тоншоё туруугаараа! (поочередное притопывание то правой, то левой ногой)

Эй, морид наашаа! Түргѳѳр гэртээ гүйеее! (цоканье кончиком языка)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чем связаны эти животные и драгоценности?

- ответы детей.

- А почему эти животные являются драгоценными для бурят?

Дети: - Потому, что они нам помогают, кормят нас и одевают.

- Так вот, значит, какие драгоценности мы искали!

Итог занятия:

- Давайте вспомним и посчитаем каких драгоценных домашних животных мы помогли найти деду Баиру?

Выставить на стол по порядку животных с камушками и считаем.

Дети: - нэгэн; хоёр; гурбан; дүрбэн; табан.

После, спрашиваю, как будет на бурятском.

Үнеэн - корова, Ямаан - коза, Морин - лошадь, Хонин - овца,

Тэмээн - верблюд.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Дедушка Баир очень рад, что вы помогли найти 5 драгоценных животных, без которых очень сложно было бы ему и его большой семье прожить.

- Вот поэтому нужно помогать бабушке и дедушке, заботиться о животных.

- Что значит – «заботиться»?

Ответы детей обобщаются педагогом: (кормить, поить водой, убирать)

Рефлексия:

Воспитатель: - Дети, давайте поможем деду Баиру загнать 5 драгоценных животных во двор. Үнеэн - корова, Ямаан - коза, Морин - лошадь, Хонин - овца, Тэмээн - верблюд.

- Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданиями.

- Что Вам понравилось, что мы делали?

Дети: - Мы помогли дедушке Баиру  найти 5 драгоценных животных в степи.

- Загнали скот во двор.

- Узнали, какую пользу приносят эти животные.

Воспитатель: за оказанную вами Дед Баир дарит вам такую юрту с конфетами в знак благодарности, за то, что вы помогли найти ему 5 драгоценностей бурят – Табан хушуун мал (повторение хором).

- Һайндаа үхибүүд! Уулзатараа, баяртай! До свидания!