«Социализация личности дошкольника в условиях ДОУ» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071473.png

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»

г. Лермонтов,  Ставропольский край


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Социализация личности дошкольника в условиях ДОУ»


Автор проекта: воспитатель  Решетиленко Оксана Юрьевна

 

 

г. Лермонтов

2020 г.


Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

Само слово «общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Ещё не владея разговорной речью, ребёнок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Ещё сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребёнка. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков, а ведь это только в том случае между людьми могут  устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.

Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека, его социальной роли. Даже в дошкольном детстве у ребёнка уже много ролей: он – сын или дочь, воспитанник детского сада, или чей-то друг. Недаром маленький ребёнок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями ведет себя не так, как с незнакомыми взрослыми.

Однако значительно важнее не столько сама роль, сколько ее носитель – человек. Помимо чисто внешних особенностей каждый человек  наделён собственной внутренней жизнью, внутренним миром. Личность – это отдельное человеческое «Я», живущее в рамках общества своей особой жизнью.

Осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других людей. Недаром дети называют сначала себя так, как это делают другие (не местоимением «Я», а по имени). То есть осознание себя происходит позднее, чем осознание других. Выделение собственного «Я», становление самосознания у ребёнка фактически начинается с реакции на других людей, их улыбку, жесты.

Только человек обладает уникальной способностью соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими,  оценивать собственные поступки, руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни. Нравственность – это личная форма этического самосознания, область свободных и ответственных поступков личности,   ее внутренних мотивов и побуждений творить Добро, следовать идеалам Истины, Добра, Красоты.

Маленькие дети не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только чётко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути.

Возникновение первичных этических представлений является результатом усвоения образцов поведения, подкрепленным и положительной оценкой  со стороны взрослых.

Большое значение для усвоения этических норм в этом возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений.  Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать собственные поступки.

Уже в дошкольном возрасте каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями.  Именно поэтому общепринятые нормы и правила воспринимаются и усваиваются детьми по – разному.

Область чувств и переживаний человека не терпит грубых внешних воздействий. Особенно это относится к детям. Отличительной особенностью их внутреннего мира является эмоциональная подвижность: за короткое время у ребёнка можно наблюдать неоднократную смену чувств .

Если ребёнок в детстве чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение не признанности  другими.(заниженная самооценка)

Представление ребёнка о себе так же может быть нереалистичным, приукрашенным.  (завышенная самооценка).

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми.

Поэтому ребёнка необходимо учить социально – адекватным формам само проявления и самовыражения.

Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков, так как каждый мотив ребёнка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать чертой его характера.

Выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения связан с развитием у детей социальных навыков. Их формирование зависит от глубины осознания ребёнком взаимозависимости людей и их необходимости друг в друге; от умения выражать понятным и социально приемлемым способом свои желания, мнения, чувства; от понимания возможности их несовпадения с желаниями, мнениями, чувствами других.

Очень важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важнее профилактика конфликтов. Это способствует развитию у детей социальной восприимчивости, в том числе - с помощью  создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр,  в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Также очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбе. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение  детей.

Таким образом, социальное развитие ребёнка – очень сложный и многоплановый процесс.

 

Перспективный план работы с детьми

Цель: научить детей обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим; быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих; владеть навыками социального поведения и общения с другими людьми.

 

Сроки

Программное содержание

Совместная деятельность

 

 

октябрь


 

1неделя

Тема: Ребёнок и кукла

Учить выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия-куклы.

1.Рассматривание куклы.

2.Игра «Похоже – не похоже».

2 неделя

Тема: Настроение

Познакомить детей с понятием настроение у добрых и злых людей.

1.Упражнение «Волшебный мешочек».

 

 

3 неделя

Тема: Грусть и радость

Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость - грусть), учить определять их по внешним проявлениям.

1.П/И «Солнышко и Дождик».

2. Нарисовать радостное солнышко.

 

4 неделя

Тема: Доброта

Помочь детям понять, что же такое доброта и кого мы называем добрым человеком.

  1. Прослушивание стихотворения «Кристалл доброты».
  2. ИЗО деятельность

Как бы вы изобразили доброту? (предложить несколько вариантов на выбор).

 

 

ноябрь

 

 

1 неделя

Тема: Отражение в зеркале

Знакомить детей с отражением в зеркале. Учить описывать себя.

 

1.  Игра «Узнай,  про кого я расскажу ».

 

2 неделя

Тема:

Изменение настроения.

Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

 

 

1.Исценировка сказки «Заюшкина избушка».

3 неделя

Тема: Ссора

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры.

  1. Разыгрывание сценки «Два ежа рассматривают яблоко».
  2. Предложить детям нарисовать яблоко, из – за которого произошла ссора у ежат.

4 неделя

Тема: Доброта

Учить детей оценивать поступки.

  1. Чтение сказки «Кто помог Серёже?»

 

 

декабрь


 

1 неделя

Тема: Какого цвета твои глаза и волосы?

Знакомить с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос.

1.Игровое упражнение «Колобок».

2 неделя

Тема: Как помириться?

Учить простым способам из конфликтов.

  1. Чтение сказки «Крылатый, Мохнатый,  Масляный».
  2. Музыкальная игра «Выбери друга».

3 неделя

Тема: Что такое хорошо и что такое плохо?

Дать понятия хорошим и плохим поступкам.

1.Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

4 неделя

Тема: Все мы разные

Знакомить с отличительными особенностями других детей (голос, имя)

1.Игра «Узнай по голосу»


 

январь


 

2 неделя

Тема: Учимся справляться с гневом

Учить детей различать эмоции радости и злости; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления с ними.

Тренинг эмоций.

Игра «Жужжа»

3 неделя

Тема: Учимся справляться с гневом

Упражнять в регуляции своего  эмоционального состояния.

Игра злюка.

ИЗО деятельность предложить детям нарисовать «Злость»

4 неделя

Тема: Что делать, если ты злишься

Учить детей со способами снятия напряжения.

Музыка терапия прослушать «Музыкальный момент» №2 ми бемоль С. Рахманинова.

Беседа с детьми


 

февраль


 

1 неделя

Тема: Друзья

Развивать представления о том, что такое дружба.

Кукольный спектакль «Друзья»

2 неделя

Тема: С кем ты хочешь дружить

Расширять элементарные представления о том,  какими качествами должен обладать друг.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица»

3 неделя

Тема: Ласковые слова

Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

Игра «Назови друга ласково»

4 неделя

Тема: Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликта.

Чтение художественного произведения Е. Пермяка «Самое страшное»


 

Март


 

1 неделя

Тема: Животные - наши друзья

Развивать у детей чувства доброты сопереживания, формировать доброжелательное отношение к животным.

Игра «Мышь и мышеловка»

2 неделя

Тема: Добрые и злые поступки

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Чтение стихотворения Р. Сеф «Доброта»

3 неделя

Тема: Добрые и злые поступки

Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Игра «Хорошо - Плохо»

4 неделя

Тема: Доброжелательность

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Просмотр мультфильма «Варежка»


 

апрель


 

1 неделя

Тема: Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»

Познакомить  детей с понятием  «физическая и эмоциональная (душевная) боль»

Игра «Лягушонок»

Тренинг эмоций.

2 неделя

Тема: Знакомство с понятием «Физическая и эмоциональная боль»

Научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли.

Чтение текста «Прятки»

Тренинг эмоций «Ой, ой, болит живот!»

3 неделя

Тема: Учимся понимать чувства других людей

Закрепить  понятия  «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; учить детей понимать чувства,  переживаемые другими

Обыгрывание ситуации: Малыш упал и ушибся

4 неделя

Тема: Учимся понимать чувства других людей

Развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения

Упражнение «Негаданная радость»

ИЗО деятельность на тему «Волшебные цветы»

в сопровождении музыкального произведения П.И. Чайковского «Фея сирени»


 

май


 

1 неделя

Тема: Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Ситуативный разговор «Антошка разбил любимую вазу мамы»

2 неделя

Тема: Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

Развивать  эмоциональную  произвольность, эмпатию

Тренинг Эмоции

3 неделя

Тема: Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых

Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я»

Чтение художественного произведения В. Осеевой «Кто наказал его?»

ИЗО деятельность на тему «Какой я?»

4 неделя

Тема: Наши мечты

Способствовать формированию адекватной самооценки

Игра «Цветик семицветик»

ИЗО деятельность на тему «Моя мечта»



 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

«Уроки добра»

Задачи:

• Создать условия для становления устойчивой мотивации, развития произвольности, чувства товарищества и взаимовыручки.

• Совершенствовать умение играть в коллективе, действовать сообща, принимать на себя различные роли, согласно правилам игры и правилам поведения на круге.

• Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения.

Предварительная работа: рассматривать иллюстрацию на тему «Добрые дела», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, рисование на тему «Сколько много добрых дел совершить могу за день».

 

Ход:
Организационно-мотивационная часть

Воспитатель: - Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Наше занятие давайте тоже начнём с улыбки друг другу, подарим частичку своего хорошего настроения.
«Круг радости»

Давайте встанем все вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Очень рад вас видеть я! (Раскачивают руками)

Воспитатель: Мы поздоровались, а значит, пожелали здоровья, проявили доброжелательность, уважение, вежливость к себе и своим гостям.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Что, где, когда». Вот задания и волшебный барабан. Вы будете крутить барабан и  отвечать на вопросы.

Воспитатель: И так начнем.

Задание № 1. Ребята, о доброте в народе сложено много пословиц и поговорок. Я знаю: «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу? (Скажешь что-то или сделаешь доброе и хорошее, становится всем очень хорошо, как в ясный, солнечный день). А какие пословицы знаете вы?


1. Доброму слову – добрый ответ.
2. Добрый человек придет, словно свет принесет.
3. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
4. Худо тому, кто добра не делает никому.
5. Добро не умирает, а зло пропадает.
6. Доброе дело веками помнится.
7. Добро помни, а зло забывай

Задание № 2. Вспомните и назовите добрых героев из сказок.

- Часто добрые дела им помогали делать волшебные предметы - волшебные палочки, волшебные шкатулки, шапки – невидимки, цветики– семицветики.

- Представьте себе, что вы стали обладателем такого волшебного предмета. Например, волшебной палочки. Вот если бы у меня была волшебная палочка…. Кто желает сделать доброе дело с помощью волшебной палочки? (ответы детей)

Задание № 3

Ребята, перед вами «Черный ящик». В нем   много разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью тоже можно совершить волшебство - совершить добрый поступок прямо здесь, на нашем занятии. Скажите, какой? Дети размышляют и выполняют сказанные действия сами.

Ответы детей:  (Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).

Задание № 4

Предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

За день мы устали очень,

Скажем всем (Спокойной ночи)

 

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет).

 

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо)

 

Зазеленеет старый пень

Когда услышит: … (добрый день)

 

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: … (простите, пожалуйста)

 

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй).

 

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: (спасибо)

 

Если девочка больна,

Хрипло кашляет она

И опять чихает снова,

Скажем ей мы (будь здорова)

 

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

-Молодцы! Много знаете добрых слов. Но не забывайте - все вежливые слова хороши, когда человек говорит их искренне и от души желает другому человеку добра, здоровья.

Задание № 5

Перед вами смайлики. Вам нужно нарисовать на смайлике своё настроение после нашей игры

Задание № 6

И в итоге нашей  игры я вам предлагаю посмотреть интересный мультфильм

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней  группе

«Ласковые слова»

Цель: Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Материал: надувной шар в форме сердца, ширма, кукла.

Ход:
Организационно-мотивационная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята скажите,  какими ещё словами можно поприветствовать другого человека.

Слушает ответы детей.

Ребята,  а вы знали, что кроме слов приветствия существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами.

Игра «Назови друга ласково»

Дети встают в круг, так чтобы видеть глаза друг друга и, передавая надувное сердечко, говорят ласковое слово своему соседу (слова не должны повторяться).

Воспитатель: Ребята вы заметили, что после игры стало веселее и радостней.

Ребята садитесь на стульчики.

И вдруг слышится плач. Это плачет кукла.

Воспитатель: Как вы думаете, что могло расстроить куклу?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: А давайте ребята спросим у куклы, почему она плачет?

Кукла: Я расстроена тем, что с волшебного цветка опадают лепестки. И каждый лепесток волшебного цветка — это волшебное ласковое слово, а я все эти слова забыла.

Воспитатель: Не плач, ребята тебе помогут. Ведь они знают много комплиментов. Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Поднимает опавшие лепестки и передаёт их детям. Каждый ребёнок, называя ласковое слово, приклеивает лепесток к цветку. Собрав волшебный цветок.  Дети передают его кукле.

Кукла: Спасибо вам ребята. Вы помогли мне вспомнить слова-комплименты и сохранили волшебный цветок.

Воспитатель: Ребята у нас получилось собрать волшебный цветок и помочь кукле, потому что вы все вместе, дружно старались.

Воспитатель: А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся,

И какие же слова,

Говорим мы уходя? …

(Дети сами находят слова прощания)

Список литературы.

1. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.

2.  Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003.

3. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.

4. Нечаева В. Т. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984

5. Жукова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

6. Дурова Н. В. «Очень важный разговор», Москва, Мозаика-Синтез, 2002.

7. Шипицына Л. О. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003

8. С.И. Семенака «Уроки добра»: Комплексная программа социально-коммуникативного развития средствами эмоционального и социального интеллекта - М.:АРКТИ, 2016

9. О.Л. Князева Я-ТЫ-МЫ, 2003г.