«Дикие животные зимой» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071350.png

 

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №14»

г. Благовещенск,  Республика Башкортостан

 

Организованная образовательная  деятельность

с детьми  средней  группы

Тема: «Дикие животные зимой»


Автор проекта: воспитатель Телицина Марина Викторовна


 

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое»

Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей: егерь, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки; звуковые эффекты(вой волков, сопение медведя);набор предметов для игры: шишки, грибы, кора дерева, зерно, орехи и . т. д.); набор картинок "Дикие животные леса", мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физминутка, слушание звукозаписи.

Ход ООД:

Организационный момент.

(Дети с воспитателем входят в группу).

Воспитатель: Давайте встанем в большой круг.

Собрались все дети в круг, (дети встают )

Я твой друг и ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите признаки зимы.
Дети: Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая ,зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток....) Пока идем на лыжах вспоминаем как называют животных, которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну, вот и пришли. Посмотрите какая красота кругом: деревья стоят в снежном убранстве, кругом все бело, тишина в лесу...
-Ребята, посмотрите, а чей это хвост виднеется из-за елки?
Дети: Лисий хвост.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису. Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе. (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит ?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
Дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце) Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много-зайчат.
Подвижная игра "Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки. Они деревья. Один ребенок-лиса, другой-заяц. Лиса гоняется за зайцем, а деревья мешают ветками(руками)лисе. (Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут.(Беседа о волках).Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков. Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, много-волчат, волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка", "Волк и лиса", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних-злой, в других глупый, доверчивый...
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял? (Следы белки)
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека. Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много-белок. Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше-Пойдем дальше, дети. Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? 
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь- это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен.А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.

Физминутка.

-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Но мы же с вами знаем, что в гости ходят с подарками, давайте и мы оставим диким животным что – нибудь…а так в лесу сейчас зима, тоо чень трудно им  без еды, и мы им немного поможем. (Проводится игра "Кто что ест?"(волшебный мешочек с предметами еды для диких зверей). Опускаем руку в волшебный мешочек , достаем предмет и говорим кто это ест.) . Молодцы ребята, оставим наши подарки на этом пне, а животные потом их заберут. А мы не будем тревожить лесных зверей и отправляемся обратно..(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Где мы сегодня с вами были? А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу, сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).

- Лапу кто зимой сосет? А еще он любит мед, может громко зареветь, а зовут его...?(медведь)
- Маленький, рыжий зверек, по веткам прыг-скок.(белка)
- По полю скачет, ушки прячет. Встанет столбом, ушки торчком.(заяц)
- Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Хвост пушистый ,мех золотистый .В лесу живет, в деревне кур крадет.(лиса)
Воспитатель: Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.

Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло занятие к концу. Спасибо за работу!