«Кузнец - коваль» •PDF• •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_0071321.png

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

г. Сарапул, Удмуртская Республика

 

Конспект образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Кузнец - коваль»


Автор проекта: воспитатель Антропова Ильяна Инзилевна

1 квалификационная категория


2020 г


Тема: «Кузнец - коваль»


Цель: Ознакомление детей с профессией кузнец.

Задачи:

Обучающие

- формировать интерес к профессии кузнеца посредством игровых технологий.

- познакомить детей со свойствами металла.

- учить детей узнавать предметы из металла.

- расширять знания детей о применении металла в быту.

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал.

Развивающие

- развивать логическое мышление у детей.

- развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Воспитывающие

- воспитывать уважение к труду кузнеца, развивать интерес к профессии.

 

-Словарная работа: кузнец, кузница, коваль, куёт, наковальня, молот, мех, горн, клещи, подкова, магнит.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, увидела вот этот предмет. Как вы думаете, что это?

Дети: Подкова.

Воспитатель: - А, кто знает для чего она нужна?

Дети: Для лошадей, для того что бы их копыта не стирались.

Воспитатель: Дело в том, что лошадь часто перемещается по неровной поверхности, возит на себе людей, тащит за собой тяжёлые грузы, участвуют в соревнованиях. Всё это неминуемо приводит к износу копыт, и они изнашиваются быстрее чем растут. (сопровождаю показом иллюстраций)

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего сделана подкова?

Дети: Из железа

Воспитатель: - Если она из железа, значит она какая?

Дети: Железная

Воспитатель: А железо - это метал.

Воспитатель: А как вы думаете, какой профессии человек может сделать металлическую подкову?

Дети: Ответы, предположения детей.

Воспитатель: Слайд 2. А в далекие времена подкову из металла изготавливал кузнец - коваль. Сегодня я расскажу о древнерусском кузнечном ремесле. Кузнец, коваль – это человек, который кузнечит, куёт железо на кузнице, в старину его очень уважали и даже побаивались, ведь ему была подвластна стихия огня и люди думали, что коваль маг или чародей.

Слайд 3. Занимался кузнец своей работой в кузнице, внутри её обмазывали глиной, чтобы деревянная изба не загорелась, поэтому дом строили за пределами деревни или города, чтобы уберечь жителей от пожара.

Слайды 4. Большая печь в кузнице называется горном. В горне много   горячих угольев, а сбоку приделан большой мех.

Слайд 5. Помощник кузнеца раздувает мехом угли, чтобы жарче горели.

Слайд 6. Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким.

Слайд 7. Кузнец берёт железо из горна большими клещами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжёлым молотом.

Слайд 8. Кует то, что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, серп, светильник…

Слайд 9. Кузнец от огня защищен кожаным фартуком, передником.

Слайд 10. Кузнец куёт на железной наковальне.

Слайд 11. После того, как изделие кузнец выковал, его нужно закалить (форму сохранить), для этого его кладут в воду, от горячего железа вода закипала и выпускала пар, поэтому в кузнице всегда было очень жарко и душно, нужно было быть очень выносливым человеком.

Слайд 12. В наше современное время труд кузнеца и сейчас нужен людям. Профессия, родившаяся в глубине веков, не перестала быть обходимой: руками кузнецов изготавливаются кованые ограды, калитки, светильники, предметы мебели, и т.д., без кузнеца не обходиться ни одно предприятие и подчас от его таланта зависят качество автомобиля и судьба урожая.

Слайд 13. Ребята, а вы видели у нас в городе в Сарапуле изделия, предметы выкованные  сделанные из метала? (ответы детей)

Воспитатель: А давайте представим, что мы с вами кузнецы.

Физминутка:

Я стучу, стучу, стучу (в руках держат молот)

Кузнецом я быть хочу. (показать какие сильные)

Раздувайтесь меха (развести руки в стороны)

Разгорайся огонь (руки снизу в верх, потрясти ладошками)

Постучи мой молоток (кулачок о кулачок)

Получись-ка завиток. (показать завиток в воздухе)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а с подковой я нашла конверт с заданиями. Готовы их выполнить?

Дети: (Да)

Задание № 1 «Ребята, найдите предметы, сделанные из железа.»

На столе лежат предметы разные по материалу изготовления, в одну сторону нужно собрать деревянные, в другую пластмассовые, в середину металлические предметы. Дети выполняют задания, обсуждают. Делают вывод: из дерева – деревянные, из пластмассы – пластмассовые, из металла- металлические предметы.

Воспитатель: Справились мы с заданием? (да)

Задание № 2 «Найдите самые тяжелые предметы»

Воспитатель: А как нам узнать какие тяжелые предметы?

(На столах стоят емкости с водой, металлические и деревянные предметы, салфетки.)

-Ребята, давайте, бросим в воду сначала деревянный предмет, а потом железный. Как вы думаете, какой предмет тяжелее?

Деревянный предмет плавает, а металлический утонул в воде. Почему?

Подвожу детей к выводу, что предметы, сделанные из металла тяжелее деревянного.

Задание № 3 «Найди орудие труда, для работы кузнеца».

Ребята, все инструменты кузнеца перепутаны. Нам нужно найти инструменты, с которыми он работает. (дети показывают и называют нужные инструменты и объясняют свой ответ).

Задание № 4 «С помощью магнита соберите все металлические предметы»

На столе различные предметы из разного материала. Дети собирают магнитами металлические предметы, лежащие на столе. Делаем совместный вывод: магнит притягивает только предметы из металла.

Воспитатель: Ну вот, все задания выполнили. Молодцы!

В конверте с заданиями, есть наклейки для вас - «кузнец». За правильно выполненные задания.

Итог занятия: Ребята, вам понравилось выполнять задания? Что больше понравилось? (ответы детей)

Сегодня вы узнали о труде кузнеца много нового и интересного, может кто-то из вас выберет себе эту профессию и станет настоящим мастером своего дела.

С. Есенина «Кузнец»

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжёл несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещет радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Рефлексия: Ребята я предлагаю выбрать вам подкову. Если вам все понравилось и было интересно выберите зеленую подкову. Если было интересно, но не все понятно, выберите желтую подкову. А если не интересно и не понятно, то красную подкову. В конце занятия дети подходят к доске и размещают подковы на доске.

 

Иллюстрации к конспекту занятия по теме «Кузнец - коваль»


b_150_100_16777215_0___images_stories_0071320.png