Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Крепыш»
г. Кузнецк
Автор: Шаипова Найля Рафаэловна
Цель: Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в период адаптации к обучению в школе, проанализировать своё отношение к этой проблеме и найти пути её разрешения. Задачи: 1.Изучение мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению. 2.Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе. 3. Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки. Предварительная работа: • Приготовить приглашения, в которых обратить внимание родителей на то, что это последнее и очень важное собрание в детском саду. • Оформить выставку с детскими фотографиями разных лет на тему: «Маленькими шагами в большую жизнь» • Оформить выставку лучших детских рисунков «Юные художники XXI века» • Приготовить для каждого родителя памятки « Советы родителям будущих первоклассников!», «Десять правил поведения для родителей первоклассника» • Приготовить отзывов о воспитателях группы. • Подготовить творческое выступление родителей. Здравствуйте, дорогие родители! Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа. Как сделать, чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к новым условиям? В чем заключается психологическая подготовка первоклассников? Об этом мы и поговорим сегодня. Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником… Многих родителей волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность, что главное?» Предлагаю Вам пронумеровать по степени значимости для вас следующие факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Выберите из них три фактора, на ваш взгляд, главных. Обоснуйте свой выбор. 1. Физическое здоровье. 2. Развитый интеллект. 3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4. Выносливость и работоспособность. 5. Умение считать и читать. 6. Аккуратность и дисциплинированность. 7. Хорошая память и внимание. 8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно. (Необходимо обратить внимание, какие факторы получили приоритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями.)
- А теперь давайте попробуем выделить самое главные составляющие готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим, это: 1. Эмоциональная готовность, (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями) 2. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика) 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться) Сейчас мы разберём каждый пункт подробнее. Эмоциональная готовность. Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую картинку школьной жизни, идеализируя школу. Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в школу?» ребенок опускается с небес на землю, окаывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям. Интеллектуальная готовность. Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. ...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чисел, а именно учился ДУМАТЬ! Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!». Социальная готовность. В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению соци¬альной позиции, систематическому обучению. Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда ус-пешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе. Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошко-льной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год. Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее. Итак, для того чтобы сказать, что ребенок готов к школе, от него требуется сформированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!». Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой детский психолог. А пока давайте представим себе некоторые педагогические ситуации, которые могут возникать во многих семьях, обсудим их и может, выделим из них что-то для своего личного опыта. Ситуация 1. В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете: а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу. б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах! в) Вот твой учебник (дневник, пластилин) Ситуация 2. Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите: а) Что сегодня получил? б) Что сегодня было интересного в школе? в) Чему сегодня научился? Ситуация 3. Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы: а) Объясняете ему важность сна для его здоровья. б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно) в) Всегда укладываете в одно время, даже если со слезами.
Как подготовить себя и своего ребёнка к первому школьному дню: Родителям не рекомендуется превращать последнее лето перед школой в своеобразный кошмар для малыша: ежедневные занятия с мамой или репетитором математикой, чтением, письмом, рисованием и т.д. Благие побуждения взрослых могут отвратить ребёнка от процесса получения знаний, вызвать у него негативную реакцию на всё, что касается школы и учителя. Если вы хотите, чтобы у вашего малыша не было серьёзных проблем в школе, вам необходимо соблюсти всего два условия. Первое - посвятить предстоящее лето укреплению здоровья ребёнка. Второе - привить ему нужные социально-психологические навыки. Хотя бы один летний месяц проведите с будущим школьником на природе, где у него появится возможность дышать свежим воздухом, бегать босиком по траве и песку, купаться в реке или в море, есть свежие овощи и фрукты, пить коровье молоко, общаться с животными, любоваться растениями. Социально-психологическая подготовка малыша к вступлению в "большую" жизнь заключается в следующем: научите его пользоваться бытовыми приборами, ключом от квартиры, лифтом, правильно реагировать на непредвиденные обстоятельства, на незнакомых людей, уважительно вести себя со старшими и ладить со сверстниками. Для этого проводите с ребёнком доброжелательные беседы, тренируйте его, устраивайте ролевые игры, чтобы он мог проверить себя, так сказать, на деле. Незадолго до поступления в школу сводите туда ребёнка, чтобы он мог изучить обстановку и освоиться. Регулярно включайте посещение школы в маршрут ваших прогулок. Дорога из дома в школу и обратно должна быть малышу хорошо известна. Если удастся, побродите по коридорам, загляните в классы, залы, столовую, туалет, обратите внимание ребёнка на различные атрибуты школьной жизни, поиграйте с ним на школьном дворе. Расспрашивайте его о том, как он представляет себе обучение в школе, и постарайтесь развеять все его страхи, опасения, неправильные представления на этот счёт. Расскажите ему, какие правила действуют в школе и зачем они нужны. Вспомните весёлые истории из своей школьной жизни. Настраивайте малыша на то, что он обязательно полюбит школу и будет учиться легко и с радостью. Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем. В начальный период родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату как в классе, так и дома. Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми. Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Произвольность, устойчивость внимания ещё невелика, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от форм и методов обучения. В связи с этим деятельность ребёнка на уроке должна быть разнообразной, так как активно заниматься чтением, письмом, беседой, по мнению специалистов, он может не более 10-12 минут. Преобладание непроизвольного запоминания требует более широкого использования разнообразных наглядных средств обучения. В этот период ребёнок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, на стиль отношения взрослого к себе, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание. Начало обучения в школе - сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине.
В этот период ему особенно нужна помощь взрослых: • Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны. • Поощряйте хорошее поведение детей, не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. • Предоставьте возможность для двигательной "разрядки", в режиме дня предусмотрите время для прогулок, физических упражнений. • Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу. • Помогите организовать деятельность ребёнка по чётко распланированному, стереотипному распорядку. • При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части. • Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы. • Используйте игровые приёмы, они помогают снять стрессы, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка. • Рассказывайте на ночь интересные истории из жизни ребёнка, добрые сказки, это снимает напряжение "рабочего" дня. Сейчас я предлагаю Вам немного расслабиться и поиграть в игру, которая называется «Мой образ ребёнка-первоклассника» Предлагаю Вам выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, Мальвина, Карлсон, Малыш, Алиса из сказки Л. Кэрролла. Прошу объяснить свой выбор и выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учёбу в школе. (После коментариев родителей предлагаю всем поставить игрушку на одну из трёх цветных дорожек к школе, предварительно объяснив им, что чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя приближением школьной жизни ребёнка, синяя дорожка – умеренное, жёлтая – нет особого беспокойства.) По окончании игры вопрос: От кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочувствие в семье накануне школы? (Ответы родителей) И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю Вам игровое упражнение «Закончите предложение» Воспитатель по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…» Поймавший мяч формулирует свой вариант ответа. Итак, наша встреча подошла к концу. Вижу по Вашим ответам на вопросы, что мы собрались здесь сегодня не напрасно. Быть может наша консультация поможет кому-то избежать серьёзных ошибок при подготовке ребёнка к такому важному этапу жизни, как обучение в школе. Всего Вам доброго!
|