"ЧЕРЕЗ ГОД В ШКОЛУ" - •Страница• 3 •PDF• •Печать•

Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе.
Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. «Наука властвовать собой» часто представляется непосильной задачей для ребенка, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это не успевание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная зрелость» вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у этих детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться.

Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу, и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению, которая включает следующие составляющие:

1. Выработка представления о занятиях как о важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам педагога)


2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия .


3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).


4. Формирование навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков существенно влияет на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.