"РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpgМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана «Детский сад №114 «Белочка»

 

 

Автор :  Южалкина Светлана Юрьевна, педагог-психолог

 

Цель: предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребенка к школе, способствовать повышению внимания к переживаниям ребенка в предшкольный период.

 

Ход собрания.

 

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Недалеко то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и поднимутся на следующую ступеньку своего развития- поступления в школу. Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как физически, так и психологически. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются?

 

Игра «Первоклассник»

 

Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках ученица (кукла, одетая в школьную форму) Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные». Краткий анализ родительских переживаний.

 

Конечно, все родители очень волнуются перед школой, но насколько семья готова к обучению ребенка. Предлагаю провести тест.

«Тест на готовность семьи к обучению ребенка к школе»

Шкала благополучия семейной среды:

Отметьте в таблице наиболее близкий Вам вариант ответа или утверждения:

 

1. Часто ли вы с ребенком опаздываете (в театр, в гости, на занятия и пр.)?

2. Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?

3. Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?

4. Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?

5. Затруднительно ли для Вас выполнение Вашим ребенком домашних заданий?

6. Следите ли Вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были хорошо заточенные карандаши, заправленным фломастеры и бумага для рисования и поделок.

7. Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?

8. Есть ли у ребенка свои постоянные обязанности по дому?

9. Делится ли ребенок с Вами тем, что его волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его попросите об этом?

10.Купили ли Вы (или только собираетесь купить) будущему первокласснику портфель? Считаетесь ли Вы при выборе покупки с его мнением?

 

 


 

Обработка результатов

Ваши ответы распределились по шести столбцам таблицы, номера которых обозначены в нижней строке.

Суммируйте количество баллов по каждому столбцу по правилу: свободная ячейка -«О», ячейка с выбором - «1».

Разбейте Ваши ответы в три группы: в первую группу включите выборы 1-го и 6-го столбцов, во вторую - выборы 3-го и 4-го столбцов, в третью - выборы 2-го и 5-го столбцов.

Вопрос №

Да

Не всегда

Нет

Да

Не всегда

Нет

Вопрос №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

 

I

II

III

 

 

Ключ к шкале благополучия семейной среды

 

1. Максимальное количество баллов получилось в первой группе.

 

Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в опросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточно готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка, скорее всего, возникнут затруднения в первые месяцы обучения, что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда.

Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя, а следовательно, и переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную природу своих неприятностей. И вряд ли вы сможете ему помочь. Он не привык делиться своими трудностями.

 

2. В Ваших ответах преобладают выборы из второй группы.

 

Вы заблаговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него не будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе. Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий. Он достаточно хорошо может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.

 


3. В Ваших ответах выборы распределились равномерно по всем группам или с некоторым преобладанием в третьей группе.

 

Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него скорее всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации учебной деятельности, а также физическими перегрузками.

 

Подсчитали баллы? Неожиданно для себя Вы оказались в третьей группе? Если да, не отчаивайтесь! «Благополучие семейной среды» - дело наживное. Главное - понять свои проблемы. Это путь к успеху.

 

Давайте послушаем родителей наших бывших выпускников. С какими трудностями столкнулись они сами и их дети, когда пошли в первый класс, и какую они заняли родительскую позицию.

Выступление родителей.

У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма. Сейчас мы поговорим о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Выберите из них три фактора, на ваш взгляд, главных. Обоснуйте свой выбор.

  1. Физическое здоровье.
  2. Развитый интеллект.
  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  4. Выносливость и работоспособность.
  5. Умение считать и читать.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание.
  8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.

 

(Родители работают в группах, затем необходимо обратить внимание, какие факторы получили приоритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями.)

 

А сейчас предлагаю познакомиться с психологической готовностью к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

(Показ слайд-шоу)

Подписи к слайдам:

Психологическая готовность детей к школе.

«Дети активные существа. А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность». Ш.А.Амонашвили

Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок индивидуальность, каждый рожден со своими свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого.

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям, у него возникает затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной

жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок

должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),

писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать

( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача

непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

Но, конечно, этого недостаточно.

 


Социальная готовность

У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень

познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым

и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но

помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Личностная готовность

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».

Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя

Таня».

Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение

ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.

Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность

 

Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности

хотя бы 5-10 минут.

 


Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание

- запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до

5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов.

Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить более 3-х слов с 4-го предъявления,

возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс

формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что

такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой

комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.

Воображение:

становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще

одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Игра как подготовка к школе.

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери»,

«школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей.

Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать

возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения,

обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно.

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д. То есть почетное место

занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается

умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.

Лучше сделать заранее:

1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

Помните, что Ваше отношение к школе и учёбе вашего ребёнка формирует и отношение вашего ребёнка к этим явлениям. Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребёнка, реалистичные оптимистические рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой – всё это создаёт положительную мотивацию вашему ребёнку. И, как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

А сейчас мы хотим раздать письма ваших детей. Возможно, прочитав эти письма, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовать их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня.

«Открытое письмо родителям»

Больше всего в школе мне понравится…

Мне не понравится, если на уроках…

Когда я делаю домашнее задание, мои родители…

Я очень хочу, чтобы мои родители…

Я думаю, что в 1 классе…

И в заключении, мне хочется рассказать Вам притчу о мудреце.

Жил на свете один мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда справедливо разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик позавидовал мудрости мудреца и решил его провести.

- Вот сейчас я поймаю бабочку, положу ее в ладони, - подумал мальчик, - пойду к мудрецу. Я спрошу его: «Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрет, покажу ему мертвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мертвое», я раскрою ладошки и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.

Мальчик так и сделал. Предвкушая победу, он пришел к мудрецу и спросил: «О, великий мудрей, как ты думаешь,  у меня в ладошках: живое или мертвое?»

Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Все в твоих руках».

Все уважаемые родители, в ваших руках. Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!

 

Подведение итогов собрания. Рефлексия. Обмен мнениями. Раздача памяток и рекомендаций.