"ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕНИИ РОДИТЕЛЯ С РЕБЁНКОМ : ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ.» •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребёнка -Детский сад «Тополёк»

 

Республика Хакасия

с. Аскиз

 

Автор: Шевцова Марина Дмитриевна

 

Тренинг с родителями в подготовительной к школе группе.

Задача: привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиску удачных способов родительского поведения.

Ход:

1.Приветствие.

Психогимнастическое упражнение "Здравствуйте".

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Родители свободно перемещаются по комнате и здороваются друг с другом: сначала глазами, затем при встрече пожимают друг другу руки, затем обнимают друг друга.

2. Введение в тему.

- Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным, бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы и родителя, и ребенка всегда совпадали. Столкновение интересов родителей и детей, как показывают наблюдения, нередко представляет для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. Как мы, взрослые строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?

Закончите предложение: "Для меня отказаться в затруднительной ситуации общения с ребенком - это..." (Родители завершают предложение.)

Высказывания записываются на доске, ведется наблюдение.

- Затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных отношений. Давайте уточним: что, как правило, сопровождает ситуацию столкновения интересов, мнений, желаний? (Накал страстей, эмоциональное напряжение либо взрослого, либо ребенка, или того и другого; ущемление интересов одной из сторон: кто-то настаивает на своем, кто-то вынужден уступать.)

-Вот как разные авторы дают толкование понятию "конфликтная ситуация" в отношениях:

-Конфликт понимается как "способ поддержания отношений" (Д. Хломов).

- Ситуация, "когда дверь в детство для взрослого закрыта, и взрослый начинает взламывать замок своей уверенностью, будто знает, что делается за этой дверью - сам оттуда" (И.Кон).

- Интенсивный обмен точками зрения, в ходе чего взрослый и ребенок "оказывается вовлеченными в процесс совместного приобретения опыта" (К. Витакер).

- Конфликт - это столкновение, серьезное разногласие, спор (С. Ожегов).

- Конфликтное взаимодействие - это конфронтация, противостояние субъектов, имеющих взаимоисключение цели и реализующие их один в ущерб другому (В. Курбатов).

- Конфликт - проявление противоречий между родителем и ребенком, столкновение интересов каждого (Ю. Б. Гиппенрейтер).

3. Основная часть.

Арт-терапевтическое упражнение "Мир детства, мир взрослых" (8-10 мин)

Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства.

Родители рисуют на тему "Мир детства и мир взрослых". По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку.

Вопросы родителям:

- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?

- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?

- В каком мире Вам хочется быть сейчас, почему?

- Как Вы думаете, что хотят сказать взрослые на Вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?

- Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

Упражнение "Проигрывание ситуаций"

Цель: анализ и поиск удачных способов родительского поведения в конфликтных ситуациях с ребенком.

Предложить родителям проигрывание ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, которые могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в каждой конкретной ситуации? (Желательно, чтобы материалом для моделирования родительского поведения был собственный опыт родителей.)

В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснить мотивы поведения ребенка и соотносить их с образностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.

 


Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считает целесообразным.

Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом) раздраженно кричит при этом: "Уходи, ты плохая (ой)!"

Ситуация2. Проигрывайте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд ( возможно, это будет тот же способ).

Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение.

Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей матери: "Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу..." В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.

Предложите свой способ реагирования в данной ситуации.

-Какие чувства у Вас возникли после выполнения упражнения?

4. Прощание.

Выразить благодарность родителям за проявленную активность и интерес к проблеме. Подведение итогов занятия-тренинга:

- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

- Какие открытия вы сделали для себя?

- Что возмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Заполнение анкеты "Обратная связь".

Предложить взять с собой памятку "Советы специалистов".

Анкета участников занятия (обратная связь)

Имя участника

1. Степень включенности: 012345678910.

2.
Самые значимые для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться....

3. Что Вам не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

4. Ваши мысли, чувства, ощущения после этого занятия (о себе, о группе)....

5. Ваши замечания и пожелания....

Спасибо!

Советы специалистов

*Когда мы, взрослые, сами в силу разных обстоятельств сильно нуждаемся в ребенке, мы рискуем управлять им.

* Взрослый в жизни ребенка не только друг и партнер, но и наставник и руководитель. И ребенок попытается подвергнуть испытанию на прочность Вашу роль руководителя, причем с удивительным мастерством.

* Воспитанник ценит лучше своего воспитателя, когда тот может достойно противопоставить случаям невыполнения требований, свою готовность идти на конфликт.

*
Ребенок должен знать, что можно, а что нет. Боязнь конфликта, как и бездумная готовность ввязаться в него, не считаясь с педагогической целесообразностью, - тот экзаменационный бал, который выставляют нам дети, оценивающие нас как наставников, давая нам право руководить ими.

*
Дети испытывают безопасность, если права всех членов семьи защищены благодаря соблюдению определенных границ поведения, то есть в знании точно определенных пределов заключено ощущение безопасности для ребенка.

*Лишь разглядев в ребенке того, кто он есть, а не того, кем он должен быть, можно избавиться от подавляющих его индивидуальность требований и ожиданий, вступить с ним в подлинное, действительное общение, отказавшись от своего непререкаемого "взрослого" монолога (паучающего, гневного, раздраженного). Родитель привык считать себя обязанным втискивать ребенка в колею своего выбора, абсолютно лишая этого права саморастущую личность ребенка.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста / Е. А. Альябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1991.

3. Плотниекс И.Э.. Психология в семье / И.Э. Плотниекс. - М., 1991.