МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 201» Оренбургская область
г. Оренбург
Автор : Сологубова Ольга Викторовна,учитель-логопед Цель. Познакомить родителей друг с другом, логопедом, воспитателями речевой группы. Формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; доверительных и доброжелательных отношений между детьми и родителями, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагога). Задачи: обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка. Форма проведения: всеобуч с элементами тренинга. План проведения. - Вступительное слово.
- Тест для родителей.
- Беседа.
- Что надо знать о своем ребёнке? - «Интервью в парах».
- Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.
- Тест, «Какой Вы родитель?»
- Подведение итогов собрания.
Ход собрания. Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Вы знаете, что меня зовут Ольга Викторовна, а воспитателей Елена Константиновна и Юлия Григорьевна. Но вы не знаете друг друга. Сейчас каждый из вас по очереди назовёт свои имя и отчество, имя и фамилию ребёнка. (Проводится знакомство с родителями). Мы познакомились. - Теперь я хочу проверить хорошо ли вы знаете своих детей. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и карандаши. Нарисуйте солнце. На лучах солнца напишите роли, которые играет ребёнок в жизни. (Например: любимый сын, артист, певец и т.д.). На обратной стороне листа нужно написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности. (Например: О – остроумная, Л – ласковая, Ь – загадочная, Г – гордая, А – аккуратная).
- Посмотрите теперь на мольберты. Здесь прикреплены рисунки ваших детей на тему: «Знакомьтесь, это Я». (Подписи детей стоят на оборотной стороне рисунка). Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки ваших детей? (Родители рассуждают, делятся впечатлениями).
Немного раньше вы определяли роли своих детей, которые они играют в жизни. Пожалуйста, назовите их. (Первый из родителей зачитывает роли. Каждый следующий родитель называет только те роли, которые не были названы ранее). Далее ответы родителей обобщаются, делается вывод. 4. Что же надо знать о своем ребёнке? И для чего это надо знать? (Предлагается родителям высказать свое мнение). Предлагается прием «Интервью в парах». Родители разбиваются на пары и по очереди берут друг у друга интервью с помощью вспомогательных вопросов: «Что надо знать о своем ребёнке? Для чего это надо знать?». Все интервью длятся примерно 5 минут и проводятся одновременно. В ходе интервью родители делают необходимые им записи. Затем все садятся в круг и по желанию или по очереди высказывают своё мнение. Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребёнке надо знать всё! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т.д. 5. Давайте всё же узнаем и сблизимся с ребёнком. Совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал». Ребёнок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и поддержать замысел своего ребёнка. По окончании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощущениями – легко или трудно было им поддерживать «рисуночный» диалог с ребёнком. 6. Итак, пора узнать, «Какой вы родитель?». Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках. (Выполнение теста). Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребёнка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребёнка о себе самом? Для проверки правильности ваших предположений и правильности выбора рисунка своего ребёнка обратите внимание на оборотную сторону рисунка. Рассмотрите внимательно рисунок вашего ребёнка. - Что ребёнок рассказывает о себе? - Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете, почему? 7. Подведение итогов всеобуча. Родители делятся впечатлениями. Что мне понравилось? Что не понравилось? Где я мог бы применить полученные знания? Что бы я посоветовал? В качестве решения собрания предлагается памятка для родителей, «В какой среде ребёнок живёт, тому он и учится». (см. приложение)
*************************************************************************************************************************************** Приложение 2
В какой среде ребёнок живёт, тому он и учится. - Если ребёнок живёт в окружении критики, он учится осуждать. - Если ребёнок живёт в окружении враждебности, он учится враждовать. - Ели ребёнок живёт в окружении насмешек, он учится быть робким. - Если ребёнок живёт в окружении постыдных поступков, он учится чувствовать себя виновным. - Если ребёнок живёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым. - Если ребёнок живёт в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять. - Если ребёнок живёт в окружении похвалы, он учится понимать и ценить. - Если ребёнок живёт в окружении честности и чистоты, он учится справедливости. - Если ребёнок живёт с уверенностью в защите, он учится верить. - Если ребёнок живёт в окружении поддержки, он учится уважать себя. - Если ребёнок живёт в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире. Советы родителям. - Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
- Не смотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться Вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
10. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. 12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 13. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней. Приложение 1. Тест, «Какой вы родитель?» Отметьте, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми. Вопросы | Баллы | 1. Сколько раз тебе повторять? | 2 | 2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 | 3. Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 | 4. И в кого ты только такой уродился? | 2 | 5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 | 6. Ну на кого ты похож(а)? | 2 | 7. Я в твои годы… | 2 | 8. Ты моя опора и помощник(ца). | 1 | 9. Ну что за друзья у тебя? | 2 | 10. О чём ты только думаешь? | 2 | 11. Какая (кокой) ты у меня умница! | 1 | 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 | 13. У всех дети, как дети, а ты… | 2 | 14. Какой ты у меня сообразительный? | 1 | Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов. От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребёнком душа в душу. Вы уважаете своего ребёнка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка. 11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
|