"МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ, МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpgМБОУ «Верх-Обская СОШ им.М.С.Евдокимова»
филиал «Катунская ООШ»

Алтайский край

Смоленский район

п. Верх-Обский

 

Автор: Макарова Елена Борисовна, воспитатель ГКП

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_a83962b34d64.jpg

 

Уважаемые  родители!


Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы о готовности ваших детей к школьному обучению!
Что же такое готовность ребенка к школьному обучению, чем она определяется и как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в новой для него среде.

Готовность ребенка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития. Проконсультируйтесь с   психологом. Прислушайтесь к и его рекомендациям.
Соблюдение режима дня - рациональное питание, сон, разумное чередование отдыха и занятий, прогулки на свежем воздухе, не только оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и способствует формированию таких качеств личности как собранность, организованность, дисциплинированность, активность.
Формируйте у детей познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель. В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому.
Верьте в возможности Вашего ребенка - это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищенность, уверенность в своих силах. Если ребенок уверен в себе, учите его критически оценивать свои поступки и дела, адекватно относится к замечаниям. Застенчивый ребенок, напротив, нуждается в одобрении и поддержки, хвалите своего ребенка.
Учите ребенка сотрудничеству с детьми и взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.
Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, к учителям и школьным занятиям.
Посетите с ребенком школу, прочувствуйте атмосферу.

Особенности развития первоклассника

Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем.
В начальный период школьного обучения родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям.
Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми.
Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Произвольность, устойчивость внимания ещё невелика, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от форм и методов обучения. В связи с этим деятельность ребёнка на уроке должна быть разнообразной, так как продуктивно заниматься чтением, письмом, беседой, по мнению специалистов, он может не более 10-12 минут.
Преобладание непроизвольного запоминания требует более широкого использования разнообразных наглядных средств обучения.
В этот период ребёнок особенно остро реагирует на неудачи, появляется эмоциональная реакция на успешность и неуспешность, на стиль отношения взрослого к себе, поэтому очень важно проявлять к нему внимательное, чуткое отношение, демонстрировать понимание.
Начало обучения в школе - сложная пора как для ребёнка, так и для родителей.
В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:
-Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны.
-Поощряйте хорошее поведение детей, поддерживайте советом.
-Предоставьте возможность для двигательных упражнений,  прогулок, физических упражнений.
-Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя.
-Помогите организовать деятельность ребёнка по  распорядку.
-Продумайте организацию рабочего места.
- Поддерживайте благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

 


Готов ли ребенок к школе
Период адаптации достаточно сложен для ребенка.
Прежде чем раскрыть составляющие психологической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предстоит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым условиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:
- начинается новая для ребенка деятельность -  учебная;
- новый для него коллективе детей и учителей;
-его успехи и знания оцениваются.

Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие:

*мотивационную готовность;
*волевую готовность;
*готовность познавательных функций;
*готовность руки к овладению письмом;
*социальную готовность.

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом.
Психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.

Мотивационная готовность к обучению

Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребенка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На вопрос: "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в группе?" Он может ответить, что в группе ему уже все известно, и поэтому он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в школе, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридору и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа привлекает ребенка, но он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть.
Если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению

К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентрировать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент ( порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошкольник еще не всегда способен воспринять слово "надо" как руководство к действию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их легко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают.
Волевая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действовать по инструкции взрослого, ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования оценивается, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.

Готовность познавательных функций

Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно и не одинаково (у некоторых в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).

 


Готовность руки ребенка к овладению письмом

При обследовании ребенка состоит в выявлении степени зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возможных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Нужно узнать какая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до конца сформированную функцию, которая может тормозить его успеваемость в школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тонкая моторика). В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совершаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая моторика у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка оценивается, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность

Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности выесняется, насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.

Развитие пространственных представлений

У сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.
Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; перебирать фасоль, горох и другие мелкие предметы, делать из проволоки; рисовать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять на бумаге.

Развитие речи

Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста компьютер и вовсе противопоказан. Этого мнения придерживаются все специалисты, которые работают с детьми.
На развитие речи  влияет общение с ребенком о прочитанной  книге, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; кто  главный герой, какой он, почему так считаешь. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав¬лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок . Ребенок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для получения положительного результата,  занятия нужно проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.
Если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успешными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими людьми. Дарите ребенку больше свободного времени – это дорогого стоит!

Развитие произвольности поведения

При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребенка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях организовать т игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?!". В такой игре ребенок приучается действовать по правилу.

 


ТЕСТ
«Готов ли ваш ребенок к школьному обучению?»

Ответьте  "да" или "нет" на вопросы теста.

*
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор )?

* Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?

* Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

* Знает ли ваш ребенок наизусть  стихотворения?

* Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?

* Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама – рамы, мяч - мячи)?

* Умеет ли ваш ребенок читать  по слогам или целиком слова?

* Умеет ли ваш ребёнок считать до десяти и обратно?

* Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

* Может ли ваш ребёнок решать несложные задачи на нахождение суммы или разности?

* Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение?

* Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

* Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (сделать самостоятельно аппликацию)?

* Может ли ваш ребенок назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?

* Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета,  назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

* Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

* Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

От себя лично хочу пожелать  быть терпимыми к собственным детям, проявлять максимум внимания, заботы, заинтересованности, любви в сложном для ребенка периоде становлении личности будущего первоклассника.

Все у вас получится!

Вперед!

Удачи!